Back to Top

posticon Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы

В жизни человека порою происходят странные, резкие изменения, на первый взгляд совершенно без всяких причин. На вполне здорового и благополучного человека вдруг сваливается череда болезней и неприятностей. Вспоминаете_ Случается так, что у исполнительного, хорошего работника начинаются совершенно непонятные болезни, размолвки с начальством, глупые ошибки. Вдруг рушится поток воды с потолка, человек поскальзывается на ровном месте и, падая, ломает конечность. Профессиональный шофер неожиданно попадает в нелепые дорожные аварии, а еще недавно бывший примерным муж вдруг начинает беспросветно пить или колобродить. Недаром в народе сложилась пословица: «Беда идет, беду ведет и беденка за ручонку тащит». Люди в таких случаях разводят руками и, ссылаясь на «полосатость» жизни, винят во всем очередную «полосу невезения». Однако понятно, когда такая полоса наступает в профессиональной деятельности, когда напуганные общей ситуацией в стране банки перестают выдавать кредиты, а партнеры вдруг все сразу начинают взыскивать долги. Или же, когда очередная инфекция в стране, переболеть умудряются вся семья, весь дом. Но порой полоса невезения наступает буквально во всем. Тогда вдруг вспоминается полузабытое и полуобветшавшее слово: «сглаз». И еще говорят порча. Профессиональные экстрасенсы винят в таких бедах бионергетических вампиров или же отрицательную карму, однако, как бы это ни назвали, налицо враждебное влияние извне на человеческое благополучие, здоровье, саму жизнь.

О том, как противостоять отрицательному биоэнергетическому воздействию, оказать ему активное сопротивление и победить, расскажет наша книга.


posticon Защита от сглаза

 

Давно замечено, что сглазить и тем самым навредить ближнему способен практически любой человек. Более того, многие часто делают это ненамеренно, помимо своей воли, не догадываясь, какую опасность они представляют для окружающих. Значит ли это, что нельзя оградиться от дурного воздействия_ Вовсе нет. Ведь инфекция распространена повсюду, а заболевают далеко не все. Так же и с дурным глазом. Глазливые люди обычно только одним взглядом или словом приносят несчастье. Такой способностью обладают не только бабки-колдуньи, но и самые обыкновенные мужчины и женщины. Известны случаи, когда человек умудрялся сглазить самого себя. Но это достаточно редкое явление. Чаще сглаживают другие.

Если вам кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержитесь за что-нибудь железное. Ряд предметов из железа обладает более сильным защитным действием, чем сам металл, - это нож, кинжал, топор, серп, замок, гвоздь, игла. Ключи широко использовали как амулет уже этруски и древние египтяне. Один из самых распространенных амулетов - подкова, она издавна считается символом женских половых органов, которые, как и изображение фаллоса, защищают от порчи и колдовства.

Особое место среди талисманов занимают самоцветы. Агаты, особенно черные с белыми прожилками, применяли как средство от сглаза.

Важную роль играют и цвета амулетов. Самые древние магические цвета - голубой и красный. В Украине красными лентами перевязывали животных, растения на огороде. Также против сглаза использовались белый и черный цвета. Сложнее с желтым. Замечено, что человек, чувствительный к оккультным влияниям, ни за что не наденет желтую одежду и вообще чувствует себя неуютно в окружении желтых предметов.

Прекрасным средством от колдовства всегда считался шум. С его помощью нетрудно обратить в бегство всякую нечисть и предотвратить ее зловредные дела. Для отпугивания ведьм достаточно также щелчка пальцев или лая собаки. Обезопасить себя можно и другим способом - трижды постучав по столу, дереву или стене.

Главное древнейшее назначение детских погремушек, о чем нынешние родители не имеют представления, - отпугивание ведьм и злых духов! А вот свистком можно вызвать как злых духов, так и добрых, поэтому свист или даже насвистывание в доме со вер шенно не приветствуются.

Очень пугливы колдовские силы к звону металла, особенно к звону колоколов и колокольчиков. Потому в старину бубенцами украшали конскую сбрую, оберегая себя в путешествии от порчи. Отправляясь из дому, вы вряд ли возьмете с собой колокольчик. А вот ключи всегда при вас. Подозревая неладное, позвените ими - это также оградительные звуки.

Часто бывает, что во время снятия порчи или сглаза пострадавший внезапно начинает ощущать сильный озноб либо появляется сыпь, постоянно хочется спать и т. д. Все это признаки очистительной и целительной работы, происходящей в организме, и они не должны беспокоить пациента. С продолжением лечения это пройдет. Такие явления в целительстве называются «целительный кризис». Они указывают, что лечение проходит успешно. У одних пациентов может не быть ни одного целительного кризиса, а у других - один-два или даже три. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого и заранее непредсказуемо. Важно быть готовым к таким кризисам и понимать их происхождение. Путь к выздоровлению лежит через обострение. Главное, надо видеть конечный результат. Если же у больного во время сеанса появились тошнота, легкое головокружение, необходимо прекратить работу. Подобное состояние больного говорит о перенасыщении энергией.

posticon Как перенести порчу на человека или предмет

 

Кроме специальных знахарских приемов бросания на дорогу каких-нибудь заговоренных предметов - копеек, бумажных денег, яйца, полена, ногтей или волос больного, камешков с печи, на которой он лежит, - есть чисто домашние способы передавать болезни - относы.

Относы - вещи, снятые с заразного больного и отнесенные на дорогу или подвешенные в лесу на суку. С этой целью в Пошехонье обтирают тело больного тряпицей, полотенцем, рубашкой и кидают их на дорогу: кто поднимет - на того и перейдет болезнь. Руководствуясь такими же соображениями, некоторые родители при хронических сыпях перевязывают белье ребенка, относят на перекресток и оставляют там, будучи вполне уверены, что на поднявшего и «хворьба пойдет».

Считается, что если относ подвешен на дерево или лежит на перекрестке, то болезнь уходит в дерево или в того неосторожного путника, который поднимет или снимет те вещи. Относом наводят порчу не умышленно и не по злости, а ненароком: делано было на другого, а подвернулся посторонний и неповинный человек. Осторожные люди никогда не поднимут находки, не перекрестясь и не обдумав своих действий с молитвой.

Вот дословное свидетельство о действии относа протоиерея саратовской Вознесенской церкви Алексея Росницкого. Случай имел место накануне революции.

«В праздник Крещения Господня ходил я с крестом и святой водой по домам прихожан. В одном доме встретившие меня хозяин и хозяйка были в самом печальном виде. Оказалось, что сын их, которому уже 14 лет и который обучен грамоте, за несколько дней пред сим сошел с ума. Любопытно мне было видеть его. Он сидел на печи в углу. Несколько раз я звал его по имени, но он, нисколько не обращая на меня внимания, сидел как вкопанный, держал в руках сверток какого-то платья и нянчил

его, как ребенка.

-              Этот-то сверток, батюшка, и свел его с ума, - сказала мать.

-              Как же это_

-              А вот так: ночью вышел с отцом на двор. Ночь была лунная. На дворе сугробы, по снегу катало этот сверток. Сын побежал за ним, схватил его, прибежал в избу и от радости этой находки хохотал во все горло. Все мы спрашивали: „Что у тебя за сверток_" - но он ничего не говорил, кроме каких-то нерусских слов, и сколько мы ни упрашивали его показать нам сверток, он ни за что не расставался с ним. Всю ночь провел он без сна, хохотал беспрерывно. Вставши поутру, мы по обыкновению стали молиться Богу, но сын не слезал с печи, не умывался и не молился, даже ни однажды не перекрестился, хотя мы его просили и принуждали. Доселе он ничего с нами не говорит и не ест за столом, а только когда подадим на печь и поднесем к самому рту. На двор он тоже выходит со свертком. Когда он спит, мы не видели. Однажды мы ухитрились выхватить из рук его сверток, но он начал так метаться, биться, плакать, что из жалости пришлось отдать. А сверток этот, как мы рассмотрели, есть ситцевый женский передник или запон, в конце которого узелком завязаны волосы, приметно женские.

Я взял укропник, встал на скамью и во имя Отца и Сына и Святого Духа окропил больного святой водой. Он вздрогнул с криком. Я назвал его по имени и просил перекреститься, но он неподвижно устремил на меня взгляд, ничего не говоря.

-              Поцелуй этот крест, - сказал я.

Мальчик умильно взглянул на него, застонал и залился слезами. Потом соскочил с печи, накинул на себя халат, одной рукой умылся из рукомойника и, крепко держа под левой мышкой сверток, подошел ко мне с поклоном и протянул руку для принятия благословения. Благословив его именем Божьим, я подал святой крест к целованию. С невыразимым усердием, дрожащими устами лобзал он крест в разных местах и, взирая на него, рыдал, но ничего не говорил. Сколько я ни убеждал его продать мне сверток и давал ему деньги, но он дрожал при одном упоминании о свертке и, опять схватив его обеими руками,

начинал нянчить и произносить непонятные слова. Отец с усилием вырвал у него сверток, мальчик грянулся об пол, начал кричать и терзаться ужасно. И опять возвратили ему сверток, и опять полез он с ним на печь.

Недолго этот мальчик страдал с роковой ношей. От того, что он вовсе не спал и почти не ел, он начал чахнуть. Не видели, как он скончался на печи, лежа грудью на своем свертке».

Отхаживают порченых относом в таких случаях тоже знахари, но необходимо, чтобы они были сильнее тех, которые наслали порчу. Самый способ лечения отличается большой простотой: знахарь должен пойти на распутье, где скрещиваются дороги, и бросить там узелок с зашитыми в нем золой, углем и кусочком глины от печного чела. Таким относом отводится порча от того больного, к которому знахарь был позван. Но и этот относ имеет свою опасную сторону, так как всякий, кто первым наткнется на отнесенный узелок, непременно будет испорчен, а это, в свою очередь, влечет дурные последствия для первого больного, уже излечившегося от порчи при помощи узелка. Считается, что, когда его душа в свой смертный час станет выходить из тела, Сатана скажет ангелу Божьему: мол, эта душа моя, она зналась со мною, приносила мне на распутье хлеб-соль... Так что порча и снятая неистребимо вредоносна и для жертв, и для напустивших ее.

В Медыни, чтобы сбросить с себя лихую болезнь, кидают на перекресток свой тельник (шейный крест), платок или пояс, а в соседнем Мосальске ходят купаться на межи, где есть ямы с водой, и там оставляют снятую с себя одежду. Во Владимирской области больного кладут на сено и потом подкидывают сено на двор тому человеку, которому хотят передать болезнь.

Иногда с целью передачи болезни дуют на спящего, дают пить воду из того же сосуда, что пил больной, а при струпьях и коростах отрывают кусок больной кожи, запекают в лепешку и дают съесть тому, кому хотят передать болезнь (Калужская обл.).

Не меньшим успехом пользуется передача болезни животным. Пошехонцы считают грехом передавать насморк людям вышеописанным способом и предпочитают «навешивать» его на хвост кошкам, смазывая его соплями и рассчитывая, что таким образом он перейдет на кошку. Годятся, впрочем, и коты. Полагают, что курослеп (куриная слепота - результат недостатка витамина А), вследствие некого родства с курами, передается последним. Для этого ходят вечером под куриный насест и обливаются холодной водой или едят там сырую коровью печень. Ходят под куриный насест иногда и при женских болезнях, если они случились от сглаза. Некоторые болезни передают собаке. Для этого берут кусок хлеба и прикладывают к больному месту, затем бросают хлеб собаке со словами: «Возьми свой хлеб» (Юхнов). В Курской области полагали, что собака годится и для того, чтобы избавиться от бессонницы: надо взять по краюхе от девяти буханок, скатать шарики и бросить черной одномастной собаке, приговаривая: «От крещеного (имя). Аминь». Собака после этого будет выть на луну, зато сам заснешь спокойно. Впрочем, способ этот сомнительный - не каждая собака, даже одномастная, позарится на этакое угощение.

Из рыб при передаче болезней главную роль играет щука: на нее переводят желтуху. Для этого бросают в лохань с водой одну или несколько живых щук. Больной наклоняется к лохани, пристально смотрит на щук и при этом часто сплевывает в лохань. Щуки глотают слюну, и желтуха переходит на них: сначала у щук делаются желтыми глаза, а потом они и сами начинают желтеть (Рязанская, Кировская и Новгородская обл.). Тоже сложный способ: надо иметь по меньшей мере друга или родственника - завзятого рыбака и хороший клев в нужный день, - проще съездить в больницу, тем более в наши дни с этой болезнью кладут в стационар. Другое дело - попробовать такое лечение при плохо залеченной желтухе, а такое бывает сплошь и рядом.

Из неодушевленных предметов способность снимать болезни имеют простые подпорки, стоящие около заборов и домов. Для этого при поясничной боли следует потереться о них обнаженной спиной. Может снять эту же болезнь и овин. При этом лучше всего годится такой овин, который перенесен уже на третье место. Подходит овин и от ушибов: потирая о него ушибленное место, следует трижды сказать: «Хоромина

поставлена, поставь меня по-старому».

К патологическим выделениям из женских половых органов какое-то скрытое временем отношение имеет береза (возможно, потому что такие болезни раньше назывались «бели», по аналогии с цветом). По утренним и вечерним зорям больные женщины идут к березе, плещут на нее и на себя воду и приговаривают: «Возьми, береза, свое, а отдай мое». При той же болезни женщины ночью стирают рубашку, а воду относят на перекресток и выплескивают.

posticon Хороший заговор от порчи

 

Рассмотренные средства составляют только небольшую часть народной терапии. Идея, заключенная в процессе опахивания (что болезнь может быть ограничена кругом или чертой), нашла себе применение и в чисто домашней обстановке. Проведением такого магического круга лечатся иногда нарывы и жировики. Круг очерчивается углем (в городах - йодом) и получает размеры соответственно желанию больного ограничить болезнь. В Вологодской области очерчивание лишаев углем производится на вечерней заре с молитвенными приговорами, а сам уголь бросается на землю. В Вязьме при поясничных болях круг иногда очерчивается топором на пороге избы.

Но, как ни заманчива идея ограничить болезнь, желание уничтожить ее совсем еще более привлекательно. Символически достигается это иногда таким способом: у больного выстригают клок волос, остригают ногти, просверливают в осине [38 - Осина обыкновенная, или тополь дрожащий (лат. Pypulus tmmula). Суеверные крестьяне полагали, что осиновые листья постоянно дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нем, по преданию, удавился Иуда. Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо; вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому легкому ветерку.] (осина - дерево смерти, убивающее даже вампиров и колдунов) дыру и, сложив внутрь ногти и волосы, заколачивают камешком. Подобный уничтожающий прием употребляется и «когда в ушах стреляет»: подув предварительно в больное ухо, вкладывают в него небольшой камешек и оставляют на целую неделю. Вынув, бросают в огонь и затем - в реку, выбирая преимущественно такие места, где сливаются три ручья. Очень решительный прием практикуют некоторые

орловские знахари, имея дело с грыжей: они выламывают из середины пола доску и забивают осиновый кол со словами: «Как Иуда в землю вошел, схоронился, так и ты, грыжа, пропади и спрячься в середку».

Идея уничтожения болезни обнаруживается и в суеверном обычае, практикующимся в некоторых местах и в настоящее время: зарывать в землю при эпидемических заболеваниях различных животных - собак, кошек или ягнят.

Интересен суеверный способ «хоронить» эпилепсию. Во время припадка у больного отрезают клок рубашки и, как только случится покойник, кладут этот клок ему в гроб. Делается это двенадцать раз, и болезнь уходит. Иногда совершается настоящее аутодафе. В 1921 году во время обширной эпидемии тифа в Грязовецком уезде поселяне жестоко избили местную знахарку, заподозренную в распространении болезни, отрезали у нее косу и сожгли эту косу на костре.

Для уничтожения болезни можно применить и другой нехитрый способ: выгнать болезнь. В Череповце бабки выводят лунатиков по утренним зорям на улицу и усердно стегают веником. Здесь, одновременно с желанием выгнать, обнаруживается и стремление напугать болезнь. При падучей, чтобы напугать болезнь, больного во время припадка нещадно бьют пучком травы чертополоха, а затем очерчивают на полу круг, не дозволяя болезни вернуться. Та же болезнь лечится «напугом»: кто-нибудь из посторонних подкрадывается к больному и спрыскивает его холодной водой.

Способы отпугивания болезней в разных местах варьируются весьма широко, и между ними особенно любопытны те, которые производятся прикусыванием. Допустим, человек, страдающий от нарыва пальца, трижды кусает себя за палец. Или к больному, у которого ломит руки или ноги, подводят мальчика или девочку, но обязательно последышей в семье, и дают им кусать больную ногу или руку (за колено или локоть). После каждого укуса ребенок должен плюнуть. Таким же образом в Вологодской области закусывается грыжа у ребенка. Закусывание производится через тряпку, которая потом выбрасывается со словами: «Не тело и не пуп кусаю, а кусаю злую и лихую грыжу, выживаю,

выгоняю из тела и укрепляю раба Божьего (такого-то) навеки». Иногда грыжа закусывается символически: знахарь отыскивает щепку с сучком и вместо грыжи начинает грызть ее.

posticon Лечение целебными свойствами земли

 

Вера в лечебные свойства земли также является остатком когда- то существовавшего древнеязыческого культа. В Вологодской области и

теперь еще «мать сыра земля-кормилица» почитается не только как подательница благ. В день Успения Пресвятой Богородицы земля, по народному мнению, является именинницей (в Кирове - в Духов день) и по ней грех ходить босиком. Сохранился обычай брать с собой горсть родной земли при отправлении в дальний путь. Здесь родная земля не только выступает как целительная сила, но и служит как оберег- талисман, спасающий на чужбине от всевозможных несчастий: если возьмешь с собой родную землю и высыплешь там, где будешь жить, тебе поздоровится, не будешь болеть и скучать по родине.

Взятую с собой землю надлежало по прибытии сейчас же высыпать и, ступая по ней, приговаривать: «Я по своей земле хожу».

В Череповецком районе больного, у которого колет в боку, заставляют припомнить, где у него первый раз кольнуло, и считают полезным сходить на то место «проститься» (то есть помириться и поклониться). Здесь во всей очевидности продемонстрирован обряд примирения с землей или местом, «причинившим болезнь». В Нижегородской области проститься ходят с тем местом, где кто-либо надорвался или где у кого- нибудь случился паралич, если, разумеется, человек выжил. Ходят на это место подряд три зари, три раза кланяются в землю и каждый раз говорят: «Свято место, прости меня, Христа ради».

Обратно идут не оглядываясь.

В Пензенской области обряд этот, носящий название «прошение притки», сохраняется во всей своей первобытности и целостности. В полночь больной (если сами не могут идти, то вместо сына идет отец, вместо дочери - мать) идет со старухой, знающей процесс совершения обряда, на то место, где, по его мнению, приключилась болезнь. Помолившись дома Богу, выходят за ворота и кладут на все четыре стороны по три земных поклона. Продолжая путь, на всех перекрестках делают то же. Приблизившись к месту, творят такие же поклоны и, падая на землю, целуют ее, приговаривая: «Мать сыра земля, прости ты меня, раба Божьего (такого-то), окаянного, что ступил я на тебя нечистой ногой и тем оскорбил тебя. Прости, прости меня, Мать сыра земля. Аминь, аминь, аминь».

Затем опять кладут три земных поклона и трижды целуют ее, и так делают три ночи кряду.

Подобный же обряд практикуется в соседнем районе. При «испуге» [31 - Под «испугом» понимают сразу несколько болезней, таких как идиотизм, умопомешательство, истерия и эпилепсия.] у ребенка знахарка двенадцать зорь, утренних и вечерних, ходит с ним на погреб. Держа ребенка на руках и обращаясь утром на восход, а вечером на заход, она молится и после каждой молитвы прикладывает ребенка к земле лбом. Затем, взяв земли, знахарка говорит:

«Прости, мать сыра земля, прости, час святой, раба Божия (такого- то). - Посыпав младенца крестообразно землей, она продолжает: - Где подумал - там забыл, где нашел - там потерял. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Непосредственно земля с лечебными целями употребляется при укусе змеи. К ране в этом случае прикладывается сырая земля, но необходимо, чтобы земля была одного цвета с укусившей змеей: змея черная - прикладывать нужно черную землю и т. д. Но если змея укусила в пятку, то всякое лечение бессмысленно: человек умрет (поверье это столь древнее, что еще Ахилл якобы пострадал от него).

В других случаях землей лечат сыпи и другие кожные болезни. Земля при этом берется с того места, где лежала свинья, ею натирается рубашка и надевается на больного (до войны так лечили под Орлом). В Саратове землей, взятой из погреба, лечат нарыв между пальцами - расперец. Но наибольшим употреблением пользуется могильная земля, особенно при зубной боли и простудных заболеваниях. При лечении земля непременно берется с могилы тезки и втирается в больное место (нос, горло, грудь), а при зубной боли кладется на больной зуб.

При всех видах лихорадки [32 - А их двенадцать сестер: Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Костломка, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея.] земля берется с могилы так, чтобы никто не видел, зашивается в ладанку и вешается на шею больному (Пензенская обл.). В Ярославской области землю берут из-под могильной плиты, растворяют в воде и дают пить больному со словами:

- Мать сыра земля, родимая, от тебя берем и тебе отдаем - отними болезнь от раба Божьего (такого-то).

Глина издревле считается чудодейственным лекарством, и обращение к ней носит характер скорее практический, нежели символический, как в примере с землей, выступающей некой философско-религиозной категорией, а не только средством. Глина - средство, и разработана масса приемов использования ее в медицинских целях.

Во-первых, повсеместно принято глину принимать внутрь, наподобие таблетки. Скорее всего, пилюли и таблетки и произошли когда-то от глиняного шарика.

Для принятия внутрь подходит не всякая глина: лучше всего - мельчайшая, цвета синеватого или зеленоватого, какой много, например, в северных областях России.

Свойство глины адсорбировать в себя болезнь объясняется очень просто: этот минерал состоит из таких мелких частиц, образованных сколом твердых пород путем вымывания и выветривания, что общая поверхность этих частиц, содержащаяся («запрятанная») в одном кубическом сантиметре глины, составляет не больше и не меньше - шесть гектаров! Имея благородное происхождение (гранит, мрамор и т. д.), глина забирает из организма и грязную энергию, выдавая взамен чистую. Утраченный способ энергообмена человека с природой частично зафиксирован в глинолечении. Прием глины внутрь - один из наиболее действенных способов, но не он один. Таким образом излечивают язву, гастрит, болезни печени и почек (Вологодская, Ярославская, Нижегородская, Владимирская обл., Карелия).

Для того чтобы получить благоприятный результат и не набрать в организм грязи, глину прежде высушивают на солнце, а потом мелко толкут или размалывают специальными жерновками (угро-финский способ) или в ступке пестиком. Перед принятием внутрь делают густой раствор глины и накатывают из нее шариков. Шарик можно глотать, запивая водой, а можно развести в воде до состояния мусса и выпить. Пьют глину (если принят такой способ лечения) по три раза в день в течение двух недель, а потом делают недельный перерыв. Объем

выпитого в сутки не должен превышать пяти-шести русских деревянных ложек (металл портит все дело, забирая половину энергии). Общий срок единоразового лечебного цикла не должен длиться больше двух месяцев (три подхода по две недели).

Более южные области (Рязанская, Московская, Тамбовская) применяют глину в лечебных ваннах. Раньше грязево-глиняные ванны устраивались либо на берегах водоемов, когда выкапывалось соответствующее глиняное поле (или чаша) для лежания (лежать требуется неделю, по полчаса каждый день, не больше, в растворе глины, по консистенции напоминающем средней густоты сметану), либо в долбленом корыте, похожем на корыто для заготовки капусты на зиму. Вероятно, именно из- за лечебных свойств глины считается дурным предзнаменованием увидеть во сне здорового человека лежащим в корыте с глиняным раствором (или без оного): это к смерти того, кого видишь. Если же видишь во сне уже умерших людей, лежащих в таких корытах, а одно или два - пустые, значит, умрут либо родственники тех, кого видишь, либо, если наблюдаемые одного возраста, сверстники. И то, и другое в жизни исполняется непременно. Глина вообще дает самый большой процент сбывающихся снов. Катать глиняный шарик - к болезни. Глотать глиняный шарик - к выздоровлению (Нижегородская область, часть Мордовии, Тамбовщина, Кировская обл.). Бросаться глиняными шариками - не к добру: значит, против тебя что-то замышляет недоброжелатель. Если же ты его знаешь и видишь во сне расшвыривающим глиняные пилюли, то знай: у него не будет денег и его замыслы сорвутся. Если же он швыряет глину прямо в тебя, радуйся: у тебя будет неожиданный прибыток. А когда сон повторится трижды в Рождественскую неделю (прогноз на весь год), то быть тебе здоровым и богатым. Если ты при попадании в тебя шарика отбил его или отплевывался, богатство пойдет прахом и, вероятно, даже не коснется тебя.

Известны антимикробные свойства глины. Примочки, притирки, закладывание глины в марлевую повязку на нарывающее место или замазывание глиной небольшой ранки на теле - это применяется по всей

территории России. Высушенные кусочки глины - плоские и овально обработанные насухую - применяются в южных областях, вплоть до Средней Азии, в домашнем обиходе в качестве заменителя туалетной бумаги. Тот же способ существует у азиатских народов - узбеков, киргизов, туркмен. Таджики также используют его. Можно предположить, что происхождение этого способа имеет индоевропейские корни.

Желтая глина и белая глина (слегка подсоленные) используются народами Предкавказья не для лечения, а в качестве профилактики расстройства желудка при наступлении жары. Есть мнение, что прием внутрь подсоленного глиняного шарика (белой глины) предупреждает заболевание малярией. Однако официальной медициной эти данные не подтверждены. В областях, где распространен способ профилактического поедания шариков белой глины (Ростовская, Воронежская, Ставрополье), реже встречается кариес, зато шире распространены родимые пятна и выпадение волос.

posticon Лечение при помощи Целительных свойств воды

 

Вода в самых разнообразных видах находит обширное применение как врачебное средство при многих, уже развившихся заболеваниях. И не святая вода, а сама обычная, проточная. Эти верования, несомненно, представляют собой остаток когда-то самого распространенного культа почитания воды и поклонения воде. И теперь

еще вода считается самой чистой из стихий, поэтому нет ничего удивительного, что ей приписывают очищающую и целительную силу и считают грехом извергать в нее мочу или кал. Но какого бы ни были происхождения эти взгляды, они неизмеримо выше теперешнего нашего отношения к воде и представляют своего рода санитарный идеал.

Считается, что большими целительными способностями обладает дождевая вода. Она оказывает положительное воздействие при головной боли, при глазных болезнях и бородавках, причем особенно полезными считаются капли первого дождя, собранные в огороде. По убеждению некоторых, собранная и употребленная в виде обмываний дождевая вода в состоянии предотвратить даже беременность (Орловская обл.). Умывание во время первой весенней грозы оказывает общеоздоровляющее действие: такой человек не будет хворать в течение года (Ярославская обл.).

Иной раз способ применения дождевой воды носит сложный характер и комбинируется с другими средствами. В Пензе страдающие куриной слепотой ходят на утренней заре умываться весенними дождями, а потом, нагнувшись над дегтярной кадкой, произносят: «Деготь, деготь, возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки (глазыньки)».

Столь же целебной при глазных болезнях считается роса. Больной идет утром на луг, собирает с травы росу и ею промывает глаза. Лучше всего действует роса, собранная до восхода солнца (или при восходе) на Иванов день.

В Костромской области в ночь на Ивана Купалу смачивают росой скатерть, воду выжимают в бутылку и мажут этой водой глаза.

В Ярославской области больной «ломотой» должен шесть раз сходить на луг в утренние зори и каждый раз кататься на спине, три раза переворачиваясь и приговаривая: «Зорька, зорька росистая, возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье, от века и до века».

В Череповце при хронических сыпях умываются и обтираются утренней росой на улице, приговаривая: «Если с ветру пришла, иди на ветер, а с людей пристала - иди на людей». При этом маленьких детей,

чтобы напугать болезнь, секут по ягодицам.

Град - хорошее средство от зубной боли. Его можно есть или, дав растаять, употреблять в виде полоскания. Воду, полученную из града, применяют и при глазных болезнях. Снег «полют» на Крещение, ссыпают в бутылки и полученную таким способом воду употребляют от множества болезней.

В Новгородской области очень полезной считается вода, взятая с того места, где река берет начало. В Тамбовской области целительной признается вода тех мест, где она не мерзнет по зимам, а в Вологде - вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей, зачерпываемая в полдень или полночь. Несколько ложек воды прямо из реки, принятые натощак, начиная с одной, считаются хорошим средством при желудочных болезнях. Особенно целебное значение приобретает вода при укусе змеи. Если укушенный успеет напиться воды раньше, чем змея, то он вполне гарантирован от последствий укуса (Рязанская обл.).

Но необычайно целебными свойствами наделена ключевая и родниковая вода. В некоторых местах она пользуется таким почетом, что считается святой и почитается наравне с крещенской. Святые ключи существуют чуть не повсюду. По преданиям, многие из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие ключи находятся в лесу, окружены елями и соснами, иногда обсажены вербой. На ветвях деревьев можно нередко заметить тряпочки и ленточки, пояски, иконки и крестики, а на дне ключа - мелкие монеты: это дань больных целительному ключу. Некоторые из ключей обладают удивительными свойствами, подмеченными народом и маловразумительно объясненными наукой. Таков, например, ключ близ Белозерска (Вологодская обл.). После окачивания водой из этого ключа больной или скоро выздоравливает, или так же скоро умирает. Понятно, что желающих испытать судьбу там немного, только безнадежно больные. Пользование водой из этого необыкновенного источника обставлено известного рода условиями.

- Когда идешь на ключ, - говорят местные старухи, - не надо ни с кем

разговаривать. Кто навстречу попадет - надо ничего не спрашивать и не сказывать. Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны и задумаешь на живое или на мертвое (то есть к выздоровлению или к смерти). Как на живое - водыча стоит, как стеклышко, светлая; как на мертвое - ключи забьют, завыскакивают оттуда с песком. А когда черпают воду, говорят: «Чарь водяной, чарь земляной, чарица водяная, чарица земляная, дай мне водычи на доброе здоровье» - и зачерпывают воды в вечерочко.

Большой славой пользуется родник недалеко от Троицка (Пензенская обл.). О происхождении его существует такая легенда. Одной богомолке во сне трижды являлась Божья Матерь и велела в указанном месте рыть землю и отыскать там икону. Но богомолка не исполняла указания Богоматери до тех пор, пока не захворала. Во время болезни ей опять было видение, чтобы она всенародно покаялась и, после того как выздоровеет, исполнила возложенное на нее поручение. Богомолка так и сделала. Рыть ей было велено только в полночь и в полдень. Рыла она одна три недели и, наконец, нашла образ Божьей Матери, который поставили в часовенке около родника. Приходящие зажигают свечу перед иконой, молятся и купаются, пьют воду и берут ее с собой. Более усердные обмазываются илом со дна родника и лежат в грязи часа полтора, смывая грязь родниковой же водой [30 - Исследованиями обнаружено большое содержание железа в воде этого источника.]. Подобных ключей, святых колодцев и целебных озер в России так много, что один их реестр составил бы многотомное издание.

Иногда вода обретает целебные свойства только в некоторые известные дни. Таков Иван Купала: от купаний в этот день проходит решительно всякая болезнь, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах обычай этот столь сильно распространен, что существует даже поверье: кто не полезет в воду на Ивана Купалу, тот наверняка колдун (Медынь, Калужской обл.). Смелый обычай крещенского купания ради здоровья в проруби, после освящения воды, общераспространен и общеизвестен, хотя до наших дней дожил, как правило, в культе моржей. Впрочем, в Саранске и Пензе купание в праздник Святого Крещения еще лет десять назад было массовым. При этом медицинская статистика Мордовии и Пензенской области ни разу не фиксировала всплеска простудных заболеваний.

Некоторые орловцы, чтобы избавиться от чесотки или лишаев, используют Чистый четверг. В этот день они трижды окунаются в реку до свету и без свидетелей, приговаривая: «Чистый четверг, очисти мое тело от болезни, а ты, быстрая речка, неси мою болезнь в синее море». А в Вологде в этот день умываются водой, в которую предварительно была опущена серебряная монета. Костромичи же предпочитают умываться прямо из лужи (их можно понять: сейчас любая лужа чище Волги).

Интересен обычай, сохранившийся в некоторых местах Тверской и Ярославской областей, испрашивать прощения у воды. Больной (или вместо него знахарь) приходит в то место, где, по его мнению, была оскорблена вода, пускает в нее кусок хлеба и с поклоном говорит:

«На море, на окияне, на острове на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, матушка-вода, с повислой головой да с повинной. Прости меня, матушка-вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери ваши и малые детушки, чем я кого прогневил».

Потом дважды, отступая по одному шагу, повторяет тот же поклон и присказку. Необходимым условием прощения считается, чтобы больной, идя к воде, ни с кем не говорил, не оборачивался назад и отправлялся в путь, не крестясь.

Иногда целебные свойства сообщаются воде тем, что этой водой обмывают косяки у дверей и окон, затем ее дают пить и спрыскивают больных «испугом» и простудой. В других местах такое же значение имеет вода, спущенная с девяти веретен или двенадцати перекаленных в печи камешков. Необыкновенные свойства и у воды, взятой из семи разных колодцев, она как будто помогает при цинге.

posticon Лечение при помощи целебных свойств огня

Среди профилактических, а отчасти и лечебных средств до сих пор не утратил своего значения огонь, с древнейших времен бывший предметом поклонения. Вера в его целебные и очищающие свойства прослеживается со времен индоевропейцев (бог Агни - это и есть огонь), хотя, безусловно, гораздо древнее.

В случае обширной эпидемии на селе народ в старые времена предпринимал общественную меру: собирались все жители на улицу и по способу первобытных людей трением бревна о бревно, вытирали «святой огонь». Через разведенный небольшой костер переходили все здоровые, а потом переносили и больных (Новгородская обл.).

В некоторых местах обряд этот в целях профилактики свершался ежегодно. Еще недавно день, когда происходило вытирание «святого огня», включался в число праздников и назывался «заповедание». Процедура получения огня происходила в торжественной обстановке.

В назначенный день крестьяне собирались на улицу или на деревенскую площадь, приносили два сухих бревна, одно клали на землю, а к другому приделывали по концам ручки, как у пилы, и терли, словно пилили дрова. Когда одни уставали, их сменяли другие. Бабы сидели по домам и терпеливо дожидались «святого огня», чтобы затопить печи, так как получение огня каким-нибудь другим способом - спичками или раздуванием горячих углей, сохранившихся в загнетке, - было чревато самыми суровыми последствиями. Спустя 8-10 часов огонь добывался. На земле раскладывали костер-«пажег» и через него шагали и прыгали, а больных и младенцев переносили на руках. По существующему в некоторых местах (Костромская обл.) ритуалу в процессе вытирания святого огня не могли участвовать вдовцы (мера эта также из древнейших: огонь - символ и хранитель семейного очага).

Различался также огонь дубовый и осиновый. Первого сорта огонь употреблялся знахарями для лечения людей, второй - для лечения

скота. Таким деревянным огнем выгоняли из дома болезни, разводя его под окнами, и через него же проводили выздоровевшего, чтобы окончательно очистить от болезни (Вологодская обл.).

Полагали, что целебными свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нем кипятится. Таким паром на Владимирщине лечили от порчи, лихорадки, горячки и других болезней. Подобие живого огня имеет и огонь, высекаемый из кремня. Им лечится преимущественно «летучка» - герпес и другие сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала в фокус каждой отдельной сыпи (Кировская, Саратовская и Орловская обл.).

Несколько иначе производилась лечение «летучки» огнем в Пензе. Во время утренней и вечерней зорь мать или родственница больного брала 12 лучинок и связывала их в один пучок, зажигала его и подносила пучок к лицу больного и брызгала на него через огонь водой со словами: «Секи, секи, огонь, летучку, перенеси ее с раба Божьего на лучинку». Это пресекание должно совершаться шесть утренних и шесть вечерних зорь, притом в совершенной тайне.

Иногда при лечении вместо огня достаточно применить помело, которым разметывают в печи жар перед сажанием хлебов. Горячее помело прикладывают к больному месту и трижды произносят: «Огонь, огонь, возьми свой огник» (Орловская обл.).

Как выражение уничтожающих свойств огня до сих пор сохраняется обычай сжигать одежду с больного или умершего (рациональная мера, несмотря на суеверное происхождение) и бросать в топящуюся печь лепные изображения из глины той части тела, к которой относится заболевание (Владимирская обл.).

Страница 3 из 6