Back to Top

posticon Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы

В жизни человека порою происходят странные, резкие изменения, на первый взгляд совершенно без всяких причин. На вполне здорового и благополучного человека вдруг сваливается череда болезней и неприятностей. Вспоминаете_ Случается так, что у исполнительного, хорошего работника начинаются совершенно непонятные болезни, размолвки с начальством, глупые ошибки. Вдруг рушится поток воды с потолка, человек поскальзывается на ровном месте и, падая, ломает конечность. Профессиональный шофер неожиданно попадает в нелепые дорожные аварии, а еще недавно бывший примерным муж вдруг начинает беспросветно пить или колобродить. Недаром в народе сложилась пословица: «Беда идет, беду ведет и беденка за ручонку тащит». Люди в таких случаях разводят руками и, ссылаясь на «полосатость» жизни, винят во всем очередную «полосу невезения». Однако понятно, когда такая полоса наступает в профессиональной деятельности, когда напуганные общей ситуацией в стране банки перестают выдавать кредиты, а партнеры вдруг все сразу начинают взыскивать долги. Или же, когда очередная инфекция в стране, переболеть умудряются вся семья, весь дом. Но порой полоса невезения наступает буквально во всем. Тогда вдруг вспоминается полузабытое и полуобветшавшее слово: «сглаз». И еще говорят порча. Профессиональные экстрасенсы винят в таких бедах бионергетических вампиров или же отрицательную карму, однако, как бы это ни назвали, налицо враждебное влияние извне на человеческое благополучие, здоровье, саму жизнь.

О том, как противостоять отрицательному биоэнергетическому воздействию, оказать ему активное сопротивление и победить, расскажет наша книга.


posticon Приметы и суеверия

 

Домашняя народная медицина в России состоит в значительной своей части не из горчичников и клизм, а из суеверных средств. Большинство из них имеет хотя бы то положительное достоинство, что в их системе довольно строго выдержан основной принцип любой медицины - «пе noceas» (не навреди). Действительно, в прошлые времена они были единственной надеждой на выживание, современный же человек станет прибегать к ним только в том случае, когда медицина со всеми ее уколами и пилюльками беспомощно разведет руками. Сама живучесть лечения, основанная на суеверии, свидетельствует, что не все так глупо и безрассудно в нем, как может показаться на первый взгляд. Никогда ни один нормальный человек ничего не делал просто так, без всякого резона и смысла, никогда не сажал редиску в надежде вырастить свеклу и не ходил на рыбалку за зайцами.

Для суеверных воззрений на способы лечения характерен и идеалистический взгляд народа на природу, которая, в его представлении, является не врагом, а слугой и другом человека.

Первое место среди них занимают профилактические средства, которые очень просты и несложны. Чтобы обладать отменным здоровьем и не болеть, достаточно ежедневно обувать правую ногу прежде левой, для предупреждения «летучего огня» (горячки) - не плевать в огонь, во избежание зубной боли - держать по утрам во рту какой-нибудь деревянный сучок или спичку, а чтобы предупредить чрезмерную потливость ног - никогда не надевать чужой обуви (Елабуга, Киров, Брянск, Орловская обл.). Многие из подобных приемов мы проделываем, даже не задумываясь об их смысле, на уровне, так сказать, генетической памяти.

Очень просто предупредить лихорадку: для этого не надо смотреть с улицы через окно в дом, не то лихорадка может «поймать» - через стекло она на тебя и смотрит.

При ушибе, чтобы не разболеться, очень хорошо бывает сказать: «Батюшка свято место, не ты на меня нашло, а я на тебя, прости меня,

Христа ради» (Владимирская обл.).

Чтобы избежать сглаза, женщине или девушке полезно, погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой лицо, приговаривая: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была» (Орловская обл.).

Против язв и незарубцовывающихся ран хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели взятая в ковш вода выливается на каменку и снизу снова подхватывается в ковш. Этой водой окачиваются и пьют ее, при этом говоря: «Как на каменке на матушке подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (имярек) подсыхай и подгорай» (Вологодская обл.).

Во многих местах заслуженной славой как прекрасное средство от порчи (в особенности при повальных болезнях или эпидемиях), когда она бывает «пущена по ветру», пользуются лук, соль, чеснок и редька. Основания, по которым им приписывают столь чудодейственные свойства, те, что соль и редька имеют способность выедать слова, написанные на бумаге, а от запаха лука и чеснока будто бы бежит вся нечистая рать. В таких случаях лук и чеснок носят на нательном кресте (практически повсеместно).

Вологжане верховьев реки к чесноку добавляют корень репья (чернокорень) или продырявленную медную монету. С такими же профилактическими целями привязывают к кресту ладан, купорос, киноварь и змеиную кожу.

Киноварь, как полагают, хорошо оберегает от сифилиса [29 - Употребление киновари при сифилисе имеет рациональное основание, но обычай носить ее на кресте для предупреждения сифилиса заключает в себе чистой воды суеверие.], а змеиная кожа предупреждает лихорадку (Костромская, Калужская, Рязанская обл.). В тех же видах носят на шее ладанки, зашивая в них наговоренные травы, вера в силу которых распространена повсеместно.

Считается, что хорошим средством от лихорадки является зашитая в ладанку высушенная и истолченная голова змеи или засушенная голова лягушки (Калужская обл.).

Своего рода чудесным талисманом, страхующим от болезней и напастей, служат мамонтовая кость, крест с покойника или воткнутая куда-нибудь булавка или иголка, купленная у «еретиков» - евреев или католиков.

Но самый надежный талисман - это «сорочка». Кто родился в сорочке и носит ее на кресте, к тому не в состоянии подступить никакие болезни. Если они и «нападают» на таких людей, то не иначе как врасплох, в то время, когда человек снимает крест, например в бане.

Счастливы также те, кто обладает родинками или у кого тело покрыто волосами: болезнь редко «берется» за таких людей (Саранск, Пенза). Поверье о «счастливой» «волосистости» распространено именно там, где исторически расселены народы, которым волосистость мало свойственна (в указанных местностях - племена мордвы). Любопытно, что те же заблуждения бытуют не только в России, но и в Америке, где коренные жители - индейцы практически лишены растительности на теле.

В арсенале предупредительных мер имеется немало таких, которые специально предохраняют от определенных болезней. Прокалывание ушей у маленьких предупреждает грыжу и золотуху, ношение в левом ухе серьги - вернейшее предохранительное средство против грыжи у мужчин (Вологодская обл.).

Против желтухи лучше всего носить на себе янтарь (Орловская, Калужская и Кировская обл.).

Но самым сильным магическим средством является сырое куриное яйцо: если носить его сорок недель за пазухой, то оно наверняка предупредит выкидыш и преждевременные роды (Новгородская обл.).

Иногда ввиду предупреждения болезней принимается ряд чисто внешних мер. При эпидемии в тех домах, где еще нет больных, применяется очень решительная мера - навешиваются замки на дверные скобы, что значит: болезни вход закрыт.

Если в доме появляется больной горячкой, то для предотвращения заболевания остальных членов семьи в косяке входной двери буравом просверливается отверстие и сразу же забивается клином. Такую же гарантию от горячки предоставляет следующая мера: в загнетку на

шестке печи кладут топор и туда же сгребают уголья (Новгородская обл.).

В некоторых случаях профилактики видны явные следы язычества. Таков, например, обычай ходить в лес и относить «оброк» лесовику, чтобы он «укрыл от огневицы» (Владимирская обл.).

К числу младенческих приемов относится обычай «прятаться» от некоторых болезней или обманывать их.

От лихорадки уходят в нетопленую баню, где залезают на полок и проделывают ложные пароксизмы, как бы болея, или притворяются умершими (Орловская и Кировская обл.). Этот же прием практикуется и для предупреждения холеры.

Молодым во время венчания советуют, когда священник будет водить их вокруг аналоя, три раза прошептать: «Венчай, венчай, только болезни мои не завенчивай», - а то, говорят мужики, если поп «завенчивает» какую болезнь, никакие доктора не вылечат (Орловская обл.).

Профилактическую меру представляет собой так называемое опахивание. Суть его заключается в проведении магической черты, за которую не может переступить эпидемическая болезнь. Черта проводится сохой, в которую впрягаются девицы или вдовы. Иногда таким образом изолируются отдельные дома, где уже объявилась болезнь, или обмежевывается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень. Если болезнь уже появилась в селении, то дома, где она распространилась, оставляются за чертой и ставятся как бы вне магического круга. Обычай этот на Руси в былые времена был распространен повсеместно.

Опахивание совершалось по определенному ритуалу. Иногда соху в направлении против солнца везли двенадцать девиц, иногда две женщины - вдова и старая дева. Участницы церемониала должны были быть в белых рубахах, с распущенными волосами, без платков и поясов, а изредка их раздевают и донага (Орловская и Кировская обл.).

Замечательно, что в последнем варианте, хотя обряд и чисто женский, обязаны были присутствовать мужчины. Опахивание производилось одной сохой, иногда в соединении с бороной, и совершалось в большом секрете, ночью или на заре, в глубоком молчании или же с песнями, сложенными на этот случай. Иногда, с целью отогнать болезнь как можно дальше, участницы обряда размахивали в воздухе ухватами, кочергами, метлами и тому подобным бабьим инструментом (Ярославская обл.).

Вот как описывал обряд опахивания в двадцатых годах XX века калужский очевидец:

«Когда в последнюю эпидемию пронеслась весть, что холера идет, крестьяне собрались всей деревней и начали советоваться, как оградить себя от болезни. Нашлись люди, которые указали на опахивание как на средство, практиковавшееся во все времена. Средство это было одобрено всем обществом.

В полночь собрались бабы и девки в одних рубахах, не подпоясанные, простоволосые и босые. Выбор производить опахивание пал на самую старшую вдову. На нее надели сошной хомут и впрягли в соху. Другую вдову, более молодую, впрягли в борону. Все готово.

Одна из баб объяснила присутствующим, что как только во время опахивания они завидят холеру, то должны все бросить - даже соху и борону! - и бежать навстречу холере, ловить ее и бить. Кто только ни встретится - это холера. Если встретится поп, то и попа не щадить, потому что холера часто превращается в него, чтобы избежать гибели. После наставлений вдова трогается с места и крикливым, душераздирающим голосом затягивает песню:

Мы идем, мы везем И соху, и борону, Мы и пашем, и бороним, Тебе, холере, бороду своротим.

Песню поют все присутствующие без перерыва, в течние всего времени опахивания, повторяя ее три раза и делая на всех перекрестках по пути на земле кресты» (дер. Лотарево Калужской обл.).

Иногда церемония опахивания принимает полурелигиозный характер. В таких случаях одна из женщин идет впереди процессии с восковой свечой, иногда делаются попытки достать для этой цели подсвечник из церкви, чему священники крайне противятся по понятным причинам. Распеваемые при этом песни также принимают религиозный оттенок:

Мы не ангелы, не архангелы, Мы апостолы, с неба посланы, Чудо видели, чудо слышали...

и так далее.

Разумеется такие коллективные обряды предпринимались лишь в годину тяжких испытаний, во время эпидемий и мора, когда порча насылалась не на одного-двух человек, а на население целого района.

posticon Снять порчу различными способами и предметами

 

Самые простые вещи в состоянии приобрести исцеляющую силу, если только освятить их в Великий, или Чистый, четверг [24 - Великий четверг - четверг Великой седьмицы, в который Церковь вспоминает Тайную Вечерю. В кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног», а при митрополичьей московской кафедре в этот день варится святое миро. По давней традиции в этот день принято мыть и украшать жилище, купаться (отсюда Чистый четверг).]: соль, сало, зола, вода, мыло и так далее. В противоположность обыкновенным, все эти предметы получают название «четверговые» и в соответственных случаях пользуются исключительным применением. Например, освящение четверговой соли происходит так: «Каждая хозяйка считает долгом запасти этой соли в Великий четверг на целый год. Насыпав соли в сосуд, ставят его к образам и втыкают в него заж женную восковую свечу, молятся, кто как умеет, и к вечеру убирают. Такая четверговая соль является очень распространенным и наружным, и внутренним средством, ею растираются и дают пить в воде при многих болезнях» (Шуя, Ивановской обл.).

Похожие последствия приобретают и некоторые действия, совершаемые в Великий четверг: если стричь детям волосы в этот день, то они будут лучше расти и к тому же у детей всю жизнь не будет болеть голова (Костромская обл.).

Порой целительные силы приобретает и все то, что принадлежит церкви и, хоть косвенно, имеет отношение к богослужению. Таков, между прочим, кадильный пепел, которым, разведя в воде, поят пьяниц и больных «трясучкой» (Кировская и Пензенская обл.).

В некоторых местах Вологодской области кадильный пепел служит средством для особого рода мести. Желая насолить загулявшей девице, подсыпают ей пепел в какое-нибудь питье, и она будто бы неизбежно делается беременной. Особенно верно действует пепел, размешанный на водке.

При разного рода детских заболеваниях незаменимой оказывается печатка (дорник), которой печатают просфоры. Самый обыкновенный прием такого лечения заключается в том, что заболевших детей приносят к просвирне [25 - Просвирня - женщина, занимающаяся выпечкой просфоры (просвиры) - богослужебного литургического хлеба, употребляемого в православии. Актом московского собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не моложе 50 лет. Тем же собором просвирням было запрещено что-либо приговаривать во время работы по выпечке просфор, кроме молитв.

Мужчина, допущенный к выпечке просфоры, называется просвирник или просфорник.], и она мнет ребенку этой печаткой живот, другие же совершают нечто вроде священнодействия. Одна такая просвирня жила под г. Городище Пензенской области. Она прикладывала печать сначала к голове ребенка, делая изображение креста, затем к груди, рукам, ногам и спине, произнося каждый раз «Господи Иисусе Христе». Такой способ лечения называется «поколоть больного». В других случаях печатку обмывают водой, которой затем поят и сбрызгивают ребят, особенно тех, которых сглазили.

Играет целебную роль и церковный колокол. В Кировской области носят «под колокола» испуганных детей, а в Волхове лазают на колокольню и становятся под колокола при глухоте. В Мещовске ставят под колокола кликуш: от этого будто бы выходит бес. Помогает иногда колокол и при косноязычии: для этого нужно спустить с языка колокола при первом ударе к утрени на Пасху воду и эту воду пить.

Детям, когда они первого сентября идут в первый класс, привязывают на крест несколько волокон из пеньковой веревки, на которой висит колокол, для того, чтобы они лучше учились, «звонили, как колокол» (Кировская обл.).

Нередко в глазах мирянина получают целебное значение такие предметы, как скоба церковных дверей, о которую он трет больную руку, трава и камни, принесенные из святых мест, штукатурка от врат святой обители и т. п. Совершенно исключительным лечебным средством считается вода из реки Иордан, земля с горы Голгофа и камешки от Гроба Господня. Паломники к святым местам и в Святую землю являются ревностными почитателями таких религиозных талисманов и их бескорыстными распространителями, хотя часто простоту и наивность народной веры используют разные проходимцы.

В 1936 году в Пензенской области бешеная собака искусала нескольких крестьян. Искусанные были отправлены в Казань, где им сделали прививки. Но двое, не доверяя докторам, промолчали, что и они искусаны, и остались дома, обратившись к знахарке из пришлых. Та за 10 рублей согласилась вылечить обоих.

-              У меня, - говорила она, - есть кипарисные стружки от Креста Господня: когда жиды крест-то для Господа делали, верные люди все щепки и стружки прибрали. Они могут любую болезнь вылечить, и бешенство тоже. Пейте вы воду, настоянную на этих стружках три раза в день. Кроме того, на утренней заре ходите каждый день ко мне, и я вас буду отчитывать. Да смотрите, усерднее молитесь Богу и просите у Него выздоровления. Одежду же, в которой были искусаны, на себе не носите, а повесьте на чердаке и в 20-й и в 40-й день лазайте и смотрите, что с ней будет делаться.

Укушенные крестьяне вполне следовали советам знахарки, они не заболели и остались живы. При этом они передавали, что собственными глазами видели, как их одежда дрожала точно осиновый лист: это «выходило бешенство».

А лет за двадцать до описанного случая в то же село забрела богомолка, которая объявила, что может лечить всякие болезни, изгонять бесов, делать свадьбы по наговору, сводить супругов и проч. Много она перечислила разных болезней, поддающихся только ее лечению, а под конец добавила, что лечит даже и от сорока смертных болезней, от которых ни один доктор не вылечит, как бы искусен ни был. Свою врачебную силу она получила в Соловецком монастыре от какого-то монаха-схимника Питирима, которому уж больно понравилась.

-              Лечение мое все от Бога идет, - говорила богомолка, - не так, как у других: другие с демонами связались, а я нет - у меня святые молитвы.

Известие о знахарке быстро распространилось по селу и окрестным деревням, и недостатка в пациентах не было. За помощью обращались преимущественно женщины. За диагноз каждая больная должна была заплатить 10 копеек. Получив деньги, знахарка раскрывала псалтырь и читала вслух один из псалмов; побормотав что-то еще под нос, она объявляла, что у больной порча или что в нее вошел бес, но болезнь можно снять как рукой.

-              И плата божеская - 1 рубль 11 копеек на благолепие Соловецкого монастыря да мне, грешной, четвертачок, - говорила баба-знахарка. За

эти деньги она давала разные целебные травы, образки и просфоры. Богатые и бедные раскошеливались, удивляясь дешевизне лечения.

Есть удивительные факты, из которых видно, что с силой молебна может в некоторых случаях конкурировать знахарь или колдун. Веря во вредную силу «хлебной закрутки», или «залома» [26 - Залом - это завязанный в узел и предварительно запутанный или закрученный пучок колосьев несжатого хлеба. Иногда он обвязывается лошадиными или женскими волосами, обсыпается углем, золой из печи или землей с кладбища. Всякий, кто срежет залом, скоро умрет или тяжело заболеет: например, начнет сохнуть рука. Порча с места залома сообщается всему полю, поэтому хлеб отсюда крестьяне не едят, а продают или выкидывают. От залома же часто появляются особенные раны, в которых заводится тонкий, узкий червяк, именуемый волосом. Вот как, по словам старого колхозника, производила залом в с. Ильинское Ленинградской обл. знахарка Антонина: «На вечерней заре она приходит в поле, выбирает нужную полосу, становится лицом на запад, наклоняет с заклинаниями пучок колосьев к земле, закручивает, перевязывает суровой ниткой и посыпает взятой с могилы самоубийцы землей. Чтобы молитвы крестьян не ослабили силу заклинаний, Антонина становится ногами на образ, обращенный лицом вверх».], крестьяне и современные фермеры для предупреждения этого приглашают на ниву священника. После молебна залом должен быть вырван непременно руками священника, иначе существует большое сомнение, подействовал ли молебен и уничтожил ли он вредную силу залома (Брянская обл.). Если священник отказывается и сам боится прикоснуться к спутанным колосьям, они обращаются к содействию местного колдуна или знахаря. Последний, как правило, не боится ни черта, ни Бога и вырывает залом, предварительно исполнив нелепо суеверный ритуал. Иногда при этом залом сжигают «от светло-праздничной свечи» (пасхальной).

Большое значение придается в некоторых случаях извращенной и искаженной молитве: полагают, что она будет иметь больше силы, если прочитать ее с конца. Так иногда читают молитву с целью унять зубную боль: «Лукаваго от нас избави» и так далее (Гжатский р-н Смоленской

обл.) [27 - Впрочем, на этот прием можно смотреть и как на психологический маневр отвлечения внимания от зубной боли.]. Задом наперед читаются «Богородице, Дево» для избавления от кил, грыжи или опухолей (Ростов Великий). Не менее поразителен и способ поминать больного с целью его выздоровления за упокой (Орловская обл.) и заказывать «заздравные панихиды». По таким же труднообъяснимым причинам в некоторых местах свечи перед иконами ставятся нижним концом вверх [28 - Как правило, это делается для того, чтобы перевести собственную порчу на самого колдуна, т. е. «порчельника».].

Совершенно кощунственные приемы проделывают иногда знахари: при лечении истериков, эпилептиков и душевнобольных они заставляют их, сняв нательный крест, плевать на него, топтать ногами и проч. (Нижегородская обл.).

posticon Как снять порчу при помощи ладана

 

Среди церковных и богослужебных атрибутов большим уважением пользуется масло от святых мощей и чудотворных икон. В особенности почитается масло из Киева, от гроба Господня, и с Афона - Нового и Старого. Последнее в некоторых местах называется «регальным», а в просторечии - «рыгальным» [17 - Масло, настоянное на траве регаль, растущей на Старом Афоне. Местно трава эта пользуется репутацией всеисцеляющего средства и пьется вместо чая.].

Когда под рукой нет такого дефицитного масла, оно заменяется простым лампадным. Берут, например, при родах масло из девяти лампад и называют его «Богово масло». Способы применения большим разнообразием не отличаются: либо растирают больные места, либо принимают внутрь пополам с водой.

Почти таким целебным воздействием обладают ладан и просфоры, особенно принесенные из монастырей. Менее целебны (но все-таки целебны) обыкновенные церковные просфоры, благословенный хлеб и так называемый артос [18 - Артос (_____) - Всецелая просфора. Так называется большой раскрашенный и позолоченный хлеб, по краям которого пишется полный стих: «Христос воскресе» и проч., а в середине изображается либо крест, либо Воскресение Христово. В течение Светлой недели он помещается в церкви на аналое перед иконостасом, обносится с ежедневным крестным ходом вокруг церкви, а в субботу на Святой неделе окропляется святой водой и распределяется между верующими.] (тоже хлеб). Но по целительным качествам им не сравниться с девятичинной просфорой (Орловская обл.), а просфоре бесконечно далеко до церковных свеч.

Обычай ставить свечи перед святыми иконами не имеет исключительно

лечебной цели, но обещать в болезни и по выздоровлении поставить свечу перед иконой угодника - самое обычное явление в жизни как крестьян, так и горожан. И здесь примешиваются чисто суеверные соображения, идущие от язычества, когда общение человека с богами происходило по формуле: ты - мне, я - тебе. Иногда обещают непременно поставить свечу определенной стоимости, веса или толщины [19 - Совсем недавно один новый русский, излечившийся от неприличной болезни, пытался заказать свечу в собственный рост (Рязань).]. Есть также «головные» свечи, размером в окружность головы больного человека. При непрекращающихся головных болях такие свечи ставятся перед иконой Иоанна Предтечи (Орловская обл.).

В Саранске свечам, с которыми стоят во время чтения двенадцать Евангелий в Великий четверг, придается такое религиозное суеверие: по прочтении каждого Евангелия налепляют на свечу кусочек воска и полученные таким образом двенадцать шариков глотают от двенадцати болезней. Аналогично предупреждается лихорадка: пушинку вербы и каплю воска от свечки, с которой стоят в Вербное воскресение, проглатывают во время пения «Иже Херувимы» и этим будто бы предупреждают инфекционные болезни в течение целого года.

Хорошим профилактическим средством считается навязать на крест и носить кусочек воска от четверговой или пасхальной свечи. В совсем глухих деревнях, где рассчитывать на скорый приезд «скорой помощи» не приходится, соблюдается древний обычай зажигать при трудных родах перед иконами венчальные свечи (те, которые держали в руках, когда венчались), заодно ставят огарки богоявленских, страстных и пасхальных свечей: все они, по утвердившемуся верованию, «дают потуги роженице».

Еще одним лечебно-религиозным актом, совершаемым больными, является прикосновение к священным предметам. Повсеместно распространенная вера в целебность прикосновения к мощам и чудотворным иконам, безусловно, результат той же веры в святые мощи и чудотворные иконы вообще. Но эта вера, имея чисто религиозное происхождение, со стороны русского человека на каждом шагу

затемняется суевериями. Прикосновение к раке, в которой покоятся мощи угодника, к пелене, которой они покрыты, к чаше со Святыми Дарами, к ризе священника, к крестикам и лентам, навешанным на святую икону, - все имеет одинаковую степень святости и целебности. Некоторые миряне не постесняются «спустить» воду даже с той иконы, которая считается явленной, а при зубной боли готовы и погрызть ее оклад.

Очень интересным врачебным актом является подлезание под раку со святыми мощами и под чудотворные иконы. Вера в целебность такого поступка в той или иной степени распространена повсюду и составляет привычное зрелище на многих крестных ходах. Еще до начала хода, особенно если в нем участвует почитаемая икона, по пути его раскладывают больных, взрослых и детей, чтобы над ними пронесли иконы; здоровые с той же целью нагибаются и приседают. Иногда этот профилактически-лечебный «метод» принимает стихийный характер и безотчетно охватывает всю толпу.

Вот как описывает очевидец [20 - Свидетельство дореволюционное.] обнесение вокруг собора в Новоезерском монастыре мощей преподобного Кирилла Новоезерского: «Священники поднимают и выносят раку, полиция еле сдерживает толпу. Но усилия тщетны, толпа неудержимым потоком течет под священную раку: пройти желает всякий верующий, и особенно болящий. Чтобы обойти вокруг собора, требуется несколько часов: так медленно движется из-за этого процессия».

Заканчивая разговор о целительном значении богослужебных и других священных предметов, нельзя не упомянуть об одном религиозно- суеверном акте, совершение которого, по распространенному верованию, содействует скорому и благополучному окончанию родов. Речь идет об открытии Царских врат в церкви. Редко не вспомнят этот старинный обычай в критических ситуациях, бывает, и теперь еще мужчина кланяется и просит священника ускорить таким образом роды жены, и изредка он добивается успеха в своей просьбе [21 - Нельзя не признать, что в глухих местах, соединенных с миром лишь радиостанцией «Маяк», то успокоение и надежда, которые вносятся в родильницу, могут иметь благотворное влияние в смысле упорядочения родовых схваток.]. Откликаясь на просьбы, священник, отворяя Царские врата [22 - Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата рая.] при пении «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» или «Милосердия двери отверзи нам, Пресвятая Богородица», присоединяет к сему ектению [23 - Ектения (по-гречески букв. - распространение) - название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника.] о здравии роженицы, а иногда служит молебен (Алатырский р-н Чувашии). Вера в могущественность этого средства, бесспорно, связана с суеверным представлением (магия подобия) о значении отмыкания во время родов замков, открывания дверей, ворот и окон, и лишь усилена святостью места действия, смысл же таков: как отворяются двери, так раскрываются и все «запоры и затворы роженицы».

Священники объясняют этот обычай одним апокрифическим преданием, рассказывающим, что при рождении Пресвятой Богородицы завеса, отделяющая святая святых от храма, сама собой открылась, отчего и роды были совершены без всяких мучений для Ее матери Анны.

Наиболее широким и общим распространением пользуется поминание больного на проскомидии (первая часть литургии) и во время заздравной обедни.

posticon Как снять порчу святой водой

Среди традиционно признанных приемов лечения в особом почете и повсеместно употребление больным святой воды.

Вода, преимущественно крещенская (иногда спасская), а также вода, освященная во время молебствий о ниспослании дождя, пользуется особенной верой в ее целительные свойства. Запастись крещенской водой считает долгом каждый верующий сельский житель, она хранится весь год и, по распространенному поверью, не портится. Применяется она снаружи и внутрь при любых заболеваниях, но чаще - при невралгии и глазных болезнях. При укусе змеи святой водой смачивают и размывают укушенное место, но для этого надо, чтобы вода была настояна на почках вербы, которая была в церкви во время вербной заутрени (Рязанская обл.). Крещенской же святой водой растирают гематому, образовавшуюся после ушибов, читая при этом Воскресную молитву (Новгородская обл.). Совершенно исключительным и почти единственным лечебным средством является крещенская вода при заболеваниях грудных детей. Иногда, совершенно отрицая все другие лекарства, ограничиваются только применением этой воды, умывая, обрызгивая, смачивая головку и давая пить больным детям (Орловская, Новгородская, Рязанская обл.).

Близко к употреблению святой воды стоит как лечебно-религиозный прием купание в проруби после водосвятия, в день Крещения. Применение этого способа основывается на довольно древнем поверье, что такая героическая попытка почти неизменно ведет к полному излечению от всякой болезни. Этот прием когда-то применялся практически поголовно. Иностранные послы только диву давались, как на Крещенье чуть ли не весь город собирался на Москва-реке под стенами Кремля и купался в прорубях под пение тропаря «Во Иордане крещающуся» [16 - Сухман М. Иностранцы о древней Москве. Москва XV—XVII веков. М.: Столица, 1991.]. Здоровые делали это исключительно в профилактических целях. Что же касается больных, то их, несмотря на физическое состояние, освящали водой на берегу, затем на кушаках опускали в прорубь и трижды окунали, погружая в воду с головой. Удивительно, что даже неверующий при таких «купаньях» не зарабатывает и насморка.

Не таким рискованным, но таким же распространенным является купание в реках после водоосвящения в день Первого, или Молодого, Спаса (1 августа). Купаются при этом обязательно ниже того места по течению реки, где происходит погружение креста. Женщины лишь зачерпывают воду пригоршнями, обмывают ею лицо, руки, пьют и обливают маленьких детей.

Интересно отметить, что воде иногда приписываются священные и исцеляющие свойства, благодаря совсем особенным обстоятельствам и условиям, в основе которых лежит суеверие.

Так, вблизи г. Боровичи (Новгородская обл.) есть камень, к которому ежегодно 28 сентября приходят окрестные жители. На камне есть как бы отпечаток человеческой ноги. По местному преданию, здесь сидел святой Зосима Соловецкий, когда шел в Москву хлопотать о земле для монастыря, и оставил по себе след. Возле камня служат молебны, а воду, находящуюся в отпечатке следа, собирают в бутылки и используют при лечении.

Разумеется, обряд поклонения камням зародился даже до язычества, но православие, будучи не в силах победить его, приспособило на свой лад. «Смесь христианской веры с древнейшими культами проявляется в большинстве народных обрядов. Благодаря этому простой мужик или баба наравне со святой водой в (церковном смысле слова) будет почитать и находить лечебное применение воде, в которую он опустил шейный крест или над которой прочитал 90-й псалом, Сон Богородицы, житие великомученицы Варвары и т. п. Даже городская нехристь, опуская в чай серебряную ложку и при этом не осознавая всю глубину своего атеистического разложения, будет вас уверять, что если подобную процедуру делать каждый раз, то никогда не заболит живот. Но простой крестьянин слишком уж окружен природой, чтобы он уж

совсем не давал отчета своим действиям. Потому он уверен, что вода, поставленная тайком в кувшине на несколько часов под престол, станет еще святее (Ярославская обл.), а уж воду, в которой крестили

posticon Святые целители и избавители

Связь между волей Верховного существа и простым смертным обеспечивают угодники и святые, которым и дается обет: эти люди объединяют в себе ирреальное и реальное. Первое - поскольку многие из них легендарны и харизматичны, но мощи их - прямое доказательство второго. И святые болели и страдали, как нынешние люди теперь, поэтому все скорби и немощи людей им хорошо известны.

Кроме местных и общих святынь существуют еще угодники-целители по преимуществу. Некоторые из них, например Николай Чудотворец, святой Пантелеймон Целитель, Косма и Дамиан (Козьма и Демьян) - врачи-бессребреники, помогают от всех болезней. Другие святые врачуют исключительно от одной, всем известной и определенной болезни [12 - Признание святого способным помогать при той или другой болезни, по большей части, стоит в соответствии с его житием.].

Святой Антипий почти повсеместно считается целителем зубных болезней, а иногда вместе с ним и Федор Сикеот.

Целителями всех простудных заболеваний, сопровождаемых ознобом или жаром, являются святая Фотинья (Фотина, 20 марта), преподобный Марон и Василий Новый (26 марта).

От болезней глаз исцеляет Казанская Божья Матерь, великомученица Варвара, Лонгин Сотник, Мина Египтянин и архидиакон Лаврентий.

При головной боли следует обращаться к Николаю Чудотворцу или к иконе усекновения главы Иоанна Предтечи [13 - Аналогия напрашивается сама собой.].

От запоя и пьянства помогают святой Фрол и Лавр, а также мученик Бонифатий и преподобный Моисей Мурин.

От порчи исцеляют Симеон Мироточец и никому не ведомая «воздушная» Божья Матерь, которая будто бы пишется только в воздухе и на Царских вратах (Пензенская область), а от сумасшествия и душевных болезней исцеляют святомученик Киприан и мученица Юстина.

Беременных охраняет Федоровская Божья Матерь, а облегчают родовые муки великомученица Екатерина и Анна-пророчица.

Об исцелении от грыжи следует молиться великомученику Артемию, от оспы - святому Конону, от моровой язвы - Фоме-юродивому, а об исцелении от блудной страсти следует обращаться к преподобному Иоанну-многострадальцу.

Целителем родимца у детей считается великомученик Никита, а болей живота - отроки Ананий, Азария и Мисаил.

При коклюшном кашле у детей, говоря про ребенка, что он «перхает», народ молится Иоанну-перхателю, разумея Иоанна Предтечу.

В зависимости от размеров и характера обрушившегося несчастья, к молебнам присоединяют иногда крестные ходы. Любопытно, что в отдельных случаях такие ходы совершаются одними мирянами, без участия духовенства, притом не только во время эпидемии, но и с чисто предохранительной целью. В таких случаях иконы обносятся сначала вокруг уже пораженных болезнью домов, а затем и вокруг всего селения. В некоторых деревнях Саратовской области для предохранения всех жителей от всевозможных болезней на второй день Пасхи старики и старухи собирали иконы со всей деревни и обходили ее с пением «Христос Воскресе» [14 - В 30-е годы этот «профилакторий» разгоняли комсомольцы, во время войны и после он опять существовал некоторое время, теперь же на него собираются все, способные ко второму дню передвигаться.]. Совершенно своеобразная религиозная мера, интересная с психологической точки зрения, практиковалась в селе Ляхи (Владимирская губ.) во время холерных эпидемий начала XX века, при наступлении паники в народе. «Люди, в особенности женщины, по ночам собирались у церкви и с разрешения священника получали в нее доступ. Здесь пелись молитвы, распевались ирмосы и читались акафисты. Жалобный тон пения, троекратное аллилуйя, припев „Пресвятая Богородица, спаси нас" производили жуткое и вместе трогательное впечатление, унося мысль к первым векам христианства. Только здесь, в церкви, народ чувствовал себя спокойным и защищенным»

posticon Обеты, зароки и оброки

 

Обет - это обещание, данное перед Богом, акт крайней и беспредельной веры человека в покровительство Верховного существа. Обет - это долг перед Богом, и он никогда не остается неисполненным, дан ли обет самим больным, или родителями за детей.

Свои обеты в болезнях люди предпочитают давать признанным святыням [8 - На развитие такого местного паломничества имела влияние и та чисто лечебная роль, которую играли монастыри прежде.]. Эти обеты даются в основном в случае хронических, острых и опасных болезней, когда безрезультатно испробованы все доступные медицинские средства лечения и остается одна надежда на чудо. В критическую минуту человек осознает, что сделанное им бесполезно и бесплодно, и, веря в существование еще одного мира, помимо мира физических тел, он и обращается к миру чудесного и невозможного. Мир этот он считает для себя открытым, связь между ним и собой в минуту обета ему совершенно ясна.

Как правило, все обеты, данные в болезни, исполняются в высшей степени строго. Интересно, что последнего рода обеты в Тульской и Орловской областях до сих пор носят название «оброка». Не исполнить родительский оброк за выздоровевших детей считается делом немыслимым. В Вологодской области эти же обеты носят название «обычанья», а тех, кто берет на себя или на кого накладывается обет, именуют «обвиченными».

Значение, которое придается в народном сознании обетам, особенно видно из тех случаев, когда, исполняя обет, к святым местам путешествует мать с малолетними детьми. Если человек не до предела развращен воинствующим атеизмом, он не только не причинит вреда такой матери, но и окажет любую помощь, которая будет ею испрошена.

Болезни, при которых дают обеты, носят преимущественно длительный и упорный характер. Это тяжелые страдания глаз, перед которыми пасует институт Святослава Федорова, алкоголизм [9 - В настоящее время для избавления от алкоголизма ходят к иконе Божьей Матери, у которой есть собственное имя «Неупиваемая Чаша», впервые явленная во Владычнем монастыре в городе Серпухове в 1878 г. Образ известен тем, что, по мнению верующих, молящиеся перед ним могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Первоначально явленный образ был уничтожен коммунистами в 1929 г. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях.], частые и мучительные боли головы или зубов, эпилепсия, бесплодие и т. д.

 

 

Икона «Неупиваемая Чаша» Самые виды обетов необычайно просты. Общаясь со сверхъестественным миром в форме молитвы, человек обещает за выздоровление отпеть молебен перед гробом или иконой того или другого угодника, поставить свечку определенной цены или размера, сделать в церковь или монастырь денежный вклад, поработать физически и т. п. [10 - Из современных обетов наиболее примечателен исполняемый крестьянами Орловской области. Там при появлении гриппа или другой повальной заразы жители приносят в церковь овечью шерсть «на чулочки» святой Параскеве Пятнице.]

Известно много случаев, когда обет дается не самим больным, а его близкими - детьми или родителями. Приведем отрывок из труда видного русского физиолога Г. И. Попова [11 - Попов Г. И. Русская народно- бытовая медицина: По материалам этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. СПб., 1903.].

« - Родила я первого сына, - рассказывает одна мать-старуха из Тульской области, - радуюсь и уж не знаю, как и ходить-то за ним и чем кормить. Сын стал подрастать - и помер. Родила я еще - умер и этот. Родила третьего - глядь, и он умер. Напала на меня скорбь, и дала я оброк сходить к Сергию, угоднику Божию, и умолить его, чтобы дети мои не умирали. Сходила, попросила - и жив, слава богу, теперь ребенок: вон какой уже вымахал.

Конечно, оценивая этот и ряд однотипных случаев, нельзя упускать из виду то успокоение и самовнушение, которые вносятся в семью при подобных обетах, независимо от того, даются ли они больным, или близкими. После разочарования в медицине обет иногда оказывается самым благодетельным средством. Конечно, этому случаю можно поискать и вполне естественные причины. Например, можно предположить, что простодушная мать, не знавшая, чем и накормить своего первенца, после паломничества к святому Сергию, утратив боязнь потерять четвертого сына, наверное, питала и вела его воспитание более рациональным образом, нежели первых трех. С другой стороны, нет никаких разумных причин отвергать факт чудесного. Каждый в подобных ситуациях решает по собственному мировоззрению. Известен случай в Пензенской области, объяснимый с чисто физиологической стороны: муж, у жены которого один за другим рождались мертвые дети, совершил паломничество в Афон, и после этого жена родила четвертого ребенка, который, наконец, остался жить.

Шансы на выздоровление еще больше увеличиваются, когда обет дает сам больной. И это понятно: уж если нельзя отказать в известных

случаях благотворному влиянию на здоровье заговоров, внушения и самовнушения, то крепкая и осмысленная вера обязана оказывать на болезненные процессы еще большее положительное действие. Таким образом, то, что мы называем чудом, едва ли можно оспаривать даже с чисто рациональной точки зрения.

Посты также попадают в разряд обетов, которые даются больными. Чаще всего дается обет, например, понедельничать (то есть поститься кроме среды и пятницы также и по понедельникам), в других случаях дается обещание не трогать скоромное целый год или, как это иногда практикуется при зубной боли, в течение недели перед днем Ивана Постника (29 августа) не есть мяса, не пить водки, не курить и т. п. Особое значение подобные обеты приобретают после соборования, с которым связывается представление не только как о таинстве, приготовляющем к смерти, но и как об исцеляющем акте. Для лиц, выздоровевших после соборования, отказ от употребления в пищу скоромного (иногда только мясного) или понедельничанье в абсолютном большинстве случаев является обязательным. Кроме обычных в таких случаях обетов - не пить водки, кофе, не курить, не ссориться, не иметь половых (даже супружеских) сношений, - иногда дают и весьма оригинальные, например не посещать сельских сходов, или совершенно нелепые и антигигиеничные - не ходить в баню. Что всего удивительнее, такие люди иногда являются даже как бы лишенными многих прав. В одних местах им запрещают сеять, чтобы не было неурожая, в других на них смотрят как на нечисть и как на покойников, которым отказано в Царствии Небесном, и стараются держаться от них подальше. Этих несчастных не пускают в семье к общему столу, постель у них отдельная, перемен одежды не дают и не стирают».

Страница 4 из 6